М. Елькина. Не бедствие, а катастрофа!

Опубликовано 17.06.2014

О важности детской литературы в развитии и становлении новых поколений россиян сказано много. И понимают это, вроде бы все – и педагоги, и родители, и писатели, и издатели. Но именно так – вроде бы.

Педагоги сейчас замкнулись на круге классических произведений, входящих в школьную программу. Это раньше внеклассному чтению уделялось достаточно много внимания, а теперь и словосочетание такое из школьного лексикона исчезает.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Педагогический потенциал сказок народов Севера: художественное воплощение воспитательной идеи

Опубликовано 05.06.2014

Поэтический мир сказок народов Севера, их необычные образы, захватывающие сюжеты, философия, вполне тождественная системе общечеловеческих ценностей, всегда привлекали внимание исследователей, представляющих самые разные отрасли гуманитарного знания: этнографов, историков, культурологов, литературоведов, педагогов. В сказках коренных народов Севера отразилась не только их самобытная культура, особенности бытового уклада, мифологические представления, но и система нравственных, этических воззрений и ценностей, сложившаяся много столетий назад, свод неписанных, однако существующих в сознании и исторической памяти народа, моральных норм, имеющих непреходящее культурное, социализирующее и воспитательное значение. Испокон веков люди, жившие в суровом северном краю, утверждали в своем фольклоре (и прежде всего в сказках) идеи самоотверженного труда, верной дружбы, преданной любви, способной преодолевать на своем пути все преграды, любви, которая может побеждать зависть, злобу, ненависть, становясь сильнее недоброй воли людей и коварных происков злых духов. Эти сказки, впитавшие многовековой опыт десятков поколений, можно назвать энциклопедией народной мудрости и народной педагогики, ведь на протяжении столетий они помогали подрастающему человеку  обрести представление о морально-нравственных и социальных ценностях. При этом важнейшие нравственные уроки проходили без излишнего дидактизма, грубых назиданий, ведь яркие образы сказок органичны потребности ребенка в художественном осмыслении окружающего мира.

Читать полностью »