М. Елькина. Рецензия на книгу М. Энде "Момо"

Опубликовано 17.06.2014

Книгу известного немецкого писателя Михаэля Энде (автора знаменитой «Бесконечной истории») стоит почитать не только детям, но и вечно спешащим взрослым, потому что речь там пойдет как раз о времени, которого всегда не хватает, вернее, о том, как мы его у себя крадем, заменяя радость жизни, радость общения с друзьями на материальные блага, деньги и карьеру. В сказке Михаэля Энде присутствуют таинственные Серые Господа, которые пользуются нашей жизненной гонкой и собирают секунды, минуты, часы для того, чтобы однажды завоевать все существующее время. И надо сказать, учитывая наше стремление жить побыстрее и покомфортнее, им бы это очень скоро удалось, если бы не Магистр Времени, черепаха Кассиопея и маленькая беспризорница Момо, обладающая удивительным даром – она умеет слушать. Говорить умеем мы все, а вот слушать так, чтобы собеседник раскрылся, может далеко не каждый. Поэтому у Момо множество друзей – и детей, и взрослых, поэтому люди приходят к ее хижине в заброшенном римском амфитеатре просто так, чтобы отдохнуть, чтобы хоть ненадолго отвлечься от проблем, чтобы хоть на часок забыть о работе. А все это – пустая трата времени, считают Серые Господа и однажды записывают беззащитную, маленькую девочку в свои злейшие враги и начинают охоту за ней.

Философия, укрытая сказочным сюжетом и притчевостью стиля, ясна не только детям, но и привыкшим к сложностям взрослым. Может, и вправду, стоит задуматься и хоть на минуту остановиться, вслушаться в тихое пение птиц и цветов, услышать, как начинает свою мелодию Наше Время, неповторимое и прекрасное, то, которое мы порой тратим на никому ненужную суету.

М. Елькина. Рецензия на книгу Г. Киллворт "Замок Бурь"

Опубликовано 17.06.2014

А эта книга на большого любителя. Даже не знаю чего – сказочной повести, пародийного фэнтези, политического боевика или слишком уж подробного повествования о путешествии отряда под предводительством ласки Серебряка. Выдры, крысы, горностаи, ласки… Довольно трудно запомнить их клички с претензией на юмор и разобраться в сложной политической ситуации, возникающей на покинутом людьми острове.

Читательскую адресацию определить так же сложно, как и жанр произведения: молодым – скучно, подросткам – не все понятно. Впрочем, книга эта – одна из серии подобных повествований, объединенных общим названием «Рэдволл», поэтому, наверное, и поклонники этой серии существуют, а значит, и читатели «Замка Бурь» найдутся.

М. Елькина. Рецензия на книгу Д. Аллисон "Гильда Джойс - сыщик-экстрасенс. Тайна "Леди Озера"

Опубликовано 17.06.2014

Неунывающая девчонка Гильда Джойс и ее подружка Венди распутывают новую детективную загадку – тайну общества «Леди Озера». Гильда переходит в новую школу и сразу сталкивается с легендами о привидении погибшей несколько лет назад девочки. Вот уж простор для выявления своих экстрасенсорных способностей! Но разгадка оказывается куда реальнее и куда сложнее. Гильде придется разобраться в психологии девчонок-старшеклассниц. Так ли все просто в жизни дочерей богатых родителей, которые создали поначалу совсем невинное тайное общество «Леди Озера»? И куда может завести детская жестокость? 

Это не первая книга Дженнифер Аллисон о юной сыщице Гильде Джойс. Как всегда, автору удается не только мастерски закрутить сюжет и щедро рассыпать юмор, но и глубоко копнуть психологию современного подростка, затронуть струны его души, рассказать о взаимоотношениях с миром взрослых, с миром учителей и родителей.

М. Елькина. Рецензия на книгу К. Лэнгриш "Гора троллей"

Опубликовано 17.06.2014

Уже нескольким поколениям писателей и сказочников не дает спокойно спать скандинавская мифология. А началось все с Дж.Р.Р. Толкиена, который на основе скандинавских мифов и легенд создал свой, совершенно оригинальный, неподражаемый и незабываемый мир эльфов, гномов и хоббитов. В сказке Кэтрин Лэнгриш, пожалуй, нет никакого особого мира. Автор и действие никуда не переносит – герои сказки живут в Скандинавии, в самой обыкновенной деревушке… Стоп! Вот уже до обыкновенности тут далеко! Начать с того, что деревня называется Тролльсвик и расположена рядом с горой Троллей. И тролли для деревенских жителей – совсем не сказочные существа, а такая же досадливая помеха в хозяйстве, как, скажем, крысы. В эту деревушку попадает и Пир Улафсон, которого после смерти отца забрали не слишком добрые дядюшки Балдур и Грим. Жадным братьям-мельникам очень хочется завладеть сокровищами троллей, а для этого им понадобятся мальчик и девочка в качестве свадебного подарка Старейшине троллей. Пир и его верный друг пес Локи и не подозревают, в какие приключения они попадут! Впрочем, друзья выручат в любой беде. А ведь подружиться можно не только с девочкой Хильдой и ее семьей, но и со сказочными существами – домовым Ничем и Бабкой-Зеленозубкой. Добрая, вполне традиционная, но от этого не менее интересная сказка Кэтрин Лэнгриш  - прекрасная книга как для 10-12-летних ребят, так и для семейного чтения.

Е. Матвеева. Русский национальный характер в автобиографической повести В.П. Астафьева "Последний поклон"

Опубликовано 06.06.2014

Творчество Виктора Петровича Астафьева, отразившее все великие и трагические коллизии минувшего века, без преувеличения можно назвать художественной энциклопедией народной жизни, в которой нашлось место высоким порывам человеческого духа, утопическим заблуждениям, нерассуждающей, безграничной, светлой доброте, даже в самые тяжелые  времена противостоявшей жестокости социальной системы, и, конечно, неустанному поиску ответа на вопросы о смысле человеческого существования, о цели жизни простого, скромного, «маленького» человека, незаметного труженика, кровно связанного со своей землей и своим родом, не умеющего произносить парадные речи, творящего добро по велению сердца, а не на показ. Художник огромного дарования и столь же большой души, В.П. Астафьев отличался пронзительной лирической интонацией, которая звучит в каждом его произведении и эхом отзывается в отечественной литературе, в российском обществе и в нас, читателях, ведь горести и радости, страдания и надежды героев Астафьева близки и понятны любому. В авторском предисловии к изданию повести «Последний поклон» 1989 года Виктор Петрович считал необходимым подчеркнуть: «…думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле, и жизнь их обыкновенная была мне куда привлекательнее всех выдуманных, из папье-маше слепленных, бутафорской краской выкрашенных героев, у которых всегда грудь вперед и передовая мысль наготове» (1; С.8).

Читать полностью »

Е. Матвеева. Образ дошкольника в современной детской литературе

Опубликовано 05.06.2014

В начале нового тысячелетия развитие отечественной педагогики детского чтения связано с полемическими, часто остро дискуссионными поисками новых путей литературного развития подрастающего поколения, поисками методов воспитания талантливого читателя. На педагогических форумах, проходящих в различных регионах нашей страны, на совещаниях, симпозиумах, конференциях, всё чаще звучит вопрос, дискутируемый также и на страницах профессиональной печати: как в современной социокультурной ситуации возродить литературу, адресованную подрастающему поколению, ведь не секрет, что с начала 90-х годов XX века, времени, отмеченного масштабной коммерциализацией отечественного книгоиздания, художественно-эстетический уровень детской литературы начал стремительно снижаться, её морально-нравственный потенциал деградировал, а необходимость трансляции воспитательных идей чаще всего оставалась красивой декларалацией. Филологи, педагоги, психологи, литературоведы, справедливо критикуют современных авторов за примитивные сюжеты, не имеющие никакой воспитательной ценности, отличают убогий язык и стиль их книг, делают акцент на шаблонности и неубедительности образов героев многих произведений, увидевших свет в последние десятилетия. А ведь книга, прочитанная впервые годы жизни не только создаёт социально-психологические основы для литературного развития, но и в значительной степени определяет систему нравственных координат личности. Известный исследователь детского чтения З.А. Гриценко справедливо отмечает: «Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий, учит толерантности, взаимопониманию, взаимоуважению»(2,С.З-4)

Читать полностью »

Е. Матвеева. Образ дошкольника в современной детской литературе: психолого-педагогический аспект

Опубликовано 05.06.2014

Дошкольный возраст справедливо считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности, поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира и первым серьезным, а иногда и трагическим осмыслением человеческих отношений. Размышляя об особенностях социализации дошкольника, известный отечественный психолог В. С. Мухина справедливо подчеркивает: «В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями» (2; с. 164). Следовательно, создание условий для психологической децентрации (иначе говоря, способности преодоления эгоцентрического начала личности, умения понять точку зрения другого человека, способности к принятию его роли) , являющейся ключевой предпосылкой для морально-нравственного и когнитивного развития личности, становится важнейшей воспитательной задачей. С этой точки зрения невозможно переоценить значение художественной литературы не только для интериоризации ребенком культуры, но и для гармоничного психического развития личности. Уроки, которые преподносят дошкольникам сказки, рассказы, стихотворения запоминаются на всю жизнь и имеют колоссальное( увы, не всегда до конца осознаваемое ближайшим социальным окружением) влияние на интеллектуальное, нравственное и гражданское становление личности. Обратимся к воспоминаниям и художественной прозе классиков литературы минувшего столетия М. Горького, М. И. Цветаевой, С. Я. Маршака, на долгие годы сохранивших память о своих первых книгах, о читательских впечатлениях, оказавших заметное влияние на их судьбу, и мы поймем, что приобщение к художественному слову, к книге, которую никогда не заменят ни телевидение, ни компьютерные игры, ни Интернет (ведь слишком уж не сопоставимо их влияние на социально-психологический потенциал подрастающей личности)  должно стать центром эстетического воспитания дошкольника.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Мир подростка в прозе современных авторов: художественное осмысление внутренних конфликтов

Опубликовано 05.06.2014

Отрочество справедливо считается одним из наиболее важных моментов социально-психологического развития человека: именно в этот сравнительно короткий по времени, но бесценный для обретения жизненного опыта период, происходит становление нравственных координат подрастающей личности, может быть, впервые начинающей осознавать трагические противоречия бытия и мучительно пытающиеся ответить на вопросы о цели и смысле своей жизни, о своем предназначении, о взаимоотношениях с близкими людьми. Известно, что мироощущение подростка бывает подчас весьма трагично, поскольку в этом возрасте человек особенно остро реагирует на несправедливость, лицемерие, жестокость, подлость. Дон-Кихот – подросток, живущий по принципам нравственного максимализма, ощущает свое одиночество, и даже отторжение миром взрослых людей, успевших проникнуться скепсисом, житейским цинизмом и практичностью. Недаром Л.Н. Толстой писал «пустыне отрочества», а современные психологи констатируют: взаимопонимание между подростком и его ближайшим социальным окружением, прежде всего родителями, становится не только причиной семейных конфликтов, но в ряде случаев подталкивает к суицидальным попыткам.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Возрастная регрессия как фактор формирования внутреннего мира героев сказки И. Лангуевой-Репьевой "Настя-травяная кукла, или Тайны Деда Мороза"

Опубликовано 05.06.2014

С чего начинается формирование внутреннего мира человека? Ответ на этот вопрос и необычайно сложен, ибо жизненный путь каждого из нас индивидуален и неповторим, но одновременно и прост, поскольку в основе характера, морально-нравственных представлений, эстетических предпочтений личности всегда детские впечатления, уроки детства. Древние римляне справедливо замечали: «Вся наука из родного дома». Добавим: прежде всего наука, которую можно назвать человековедением, основанная на умении ценить, любить и понимать ближнего, умение прощать и просить прощения.

К счастью для себя человек никогда до конца не расстается с детством: вчерашний герой уличных драк и дворовый атаман может превратиться с годами в серьезного ученого, строгого милиционера, бесстрашного летчика, и все же в душе его будет жить мальчишка, который когда-то сбегал с уроков, запускал в голубые дали воздушного змея, беспечно гонял по улицам на велосипеде, а убеленная сединами мудрая бабушка по сути своей может так и остаться озорной, непоседливой девчонкой, готовой (конечно, если никто не видит) с удовольствием одолжить у внучки прыгалки.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Православный журнал "Свечечка" в нравственном воспитании читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Опубликовано 05.06.2014

Современная социокультурная ситуация характеризуется повышенным вниманием общества к проблеме всесторонней реабилитации детей с ограниченными возможностями. Хорошо известно, что революционные изменения, произошедшие в нашей стране на рубеже тысячелетий, не только привели к демократизации жизни общества и развитию экономики, но стали также причиной потери нравственных ценностей и социальных ориентиров многих людей, лишили значительную часть населения России стабильной, предсказуемой жизни. Медики, социологи, педагоги не случайно бьют тревогу  по поводу увеличивающегося с каждым годом числа россиян (среди них высок процент несовершеннолетних), страдающих депрессивным состоянием, алкоголизмом, стрессами, наркоманией, склонностью к бродяжничеству и правонарушениям, т.е. патологическим состоянием психики сознания, представляющим серьёзную угрозу для общества, и прежде всего, для ближайшего социального окружения самих дезадаптированных личностей и, конечно, для их детей. Дети ещё до появления на свет испытывают на себе последствия антисоциального поведения родителей.

Читать полностью »